Топ-100

Готические работы Баженова представят в музее Щусева

Музей Щусева открывает грандиозную выставку, посвящённую великому архитектору Василию Баженову. Автора знаменитого ансамбля Царицыно считают основателем русской псевдоготики. Почему на эту выставку стоит сходить?

Готические фантазии рождаются в голове Василия Баженова после учебы в Париже. Вот его первый эскиз с элементами готики — 1764 год. А это — уже реализованные работы. Вместе с архитектором Матвеем Казаковым он берется за ансамбль увеселительных сооружений на Ходынке по просьбе Екатерины II.

"Здесь присутствует и готика, и древнерусские детали. Деревянные в основном сооружения и по холсту расписанные — они просуществовали не очень долго", — говорит куратор выставки Зоя Золотницкая.

Зато это монументальное сооружение Баженова — ансамбль Царицыно — сохранился до наших дней. Эскиз тех лет занимает центральную часть экспозиции, посвященной 280-летию со дня рождения архитектора.

Сам Баженов архитектуру летней загородной резиденции Екатерины Великой называл "нежной готикой" за изящные формы. Впрочем, здесь смешалось все: стрельчатые окна и ворота соседствовали с узорчатой кирпичной кладкой, характерной для русских зданий XVII века.

"Дворец самой Екатерины изображен здесь только боковым фасадом, это малый дворец полуциркульный, он осуществлен и средний дворец для нее, который сейчас называют Оперным домом", — объясняет Зоя Золотницкая.

Он тоже здесь — под стеклом в виде макета как символ архитектурной мечты Баженова, соединяющей в себе разные эпохи — от готики до неоклассики.

"Театр является во многом ключевым образом этой культуры, этой эпохи, этого стиля Баженова, поскольку театр во многом собирает и олицетворяет всю среду, в которой творил Баженов как художник", — говорит куратор выставки Сергей Хачатуров.

Графика, живопись, скульптура — экспозиция занимает шесть залов главной анфилады здания музея Щусева на втором этаже. Здесь уже закончилась реставрация, и теперь сами залы заслуживают отдельного исторического экскурса. Стенам вернули цвета XIX века.

"В этот же период служащие Московской казенной палаты заказывают роспись потолка — он сохранился достаточно хорошо, художник здесь использовал крайне популярную в то время технику гризайль", — объясняет заведующая научным отделом популяризации архитектуры Музея архитектуры имени Щусева Ксения Смирнова.

Имитация объемного рельефа особенно органична в зале, в котором разместились чертежи храмов. Это последний раздел выставки.

"Мы сейчас стоим рядом с моделями Кремлевских соборов — для людей XVIII века они однозначно маркировались как готические", — рассказывает Сергей Хачатуров.

Двухколоколенные храмы напоминают Нотр-Дам-де-Пари. Многие из идей так и остались только на бумаге и все это время хранились в архивах. Рассмотреть все в деталях посетители музея Щусева смогут уже завтра. Выставка продлится до конца июля.

28.04.2017


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *